• ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  • ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНЫХ РАБОТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
  • ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИКИ
  • ПОШАГОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ
  • РЕАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Комплексная программа развития города как среды обитания

Аннотация

В основе программы лежит:


o Авторский опыт разработки проектов комплексного территориального развития (более 50 проектов), результаты комплексных исследований вновь образованных территориальных образований;

o Системный анализ опыта реорганизации городского пространства, которому подверглись более 100 городов развитых стран Западной Европы во второй половине 20-го века;

o Накопленный багаж знаний о развитии социальных систем в организованной канве городского пространства (градостроительство, урбанистика, психология среды, психология развития, социальная психология, социология города, региональная социология, экономическая социология, социосемиотика, социология архитектуры, социология пространства, социальная синергетика и пр.);

o Междисциплинарный синтез накопленных знаний с использованием методологических подходов системной урбанистики, что позволяет строить валидные прогнозные модели развития города как социо-территориальной системы и, соответственно, проектировать трансформацию этой системы с предсказуемым и измеримым результатом.

Настоящая программа содержит в себе:


o Обозначение целей развития;

o Систематизированный набор задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;

o Механизм разработки индивидуальных для муниципалитета решений задач развития;

o Механизм реализации решений задач программы, который предусматривает конкретных исполнителей;

o Механизм контроля. Приведены измеримые и расчетные показатели, которые позволяют достоверно судить о качестве решений задач развития.

Программа имеет исключительно прикладной характер. Цели и задачи программы измеримы, достижимы, ограничены по времени, предусматривают действия заинтересованных в конечном результате исполнителей.

Сравнительная характеристика предлагаемых и существующих подходов


Существующие подходы

Подходы настоящей программы

Решения касаются изменений симптомов состояния системы города, не затрагивают саму систему как источник симптомов.

Решения касаются изменений непосредственно социо-территориальной системы и тех ее элементов, которые проявляются в симптомах.

Документы содержат набор задач, не предусматривают конкретных и реализуемых решений, носят абстрактный характер.

Программа содержит в себе механизм разработки индивидуальных для каждого города решений поставленных задач.

Городское сообщество не затрагивается вовсе или представлено как внешний фактор среды.

Сообщество находится в фокусе таких действий экспертной группы, которые направлены на приобретение способности к самоорганизации и саморазвитию.

Решения предусматривают привлечение ресурсов без обозначения их источника.

Решения не предусматривают привлечение ресурсов. Решения предусматривают воспроизводство в городе внутреннего механизма привлечения ресурсов.

Опорные утверждения

Феномен города рассматривается в разных ракурсах. Этот феномен настолько сложен, что десятки существующих определений самого понятия «город» не имеют смысловых пересечений: «Территориальное образование», «Социокультурный феномен», «Вторая природа» и т. д.

Мы предлагаем рассматривать феномен города в ракурсе, открывающем возможность применить утилитарные, прикладные инструменты воздействия непосредственно на город как сложную систему, а не на отдельные его части или свойства.

1
Город – это социо-территориальная открытая система, способная к воспроизводству необходимых для собственной жизнедеятельности ценностей и ресурсов. Таких, как: знания, предпринимательский ресурс, человеческий капитал.

2
Социо-территориальная система города обладает свойствами целостности, когерентности (наличие длинных корреляционных связей) и эмергентности (наличие у системы особых свойств, не присущих её элементам, несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов).

3
Развитие города – это его самодвижение, внутренний процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте.

4
Дефицит ресурса в городе (например, предпринимательской инициативы), может быть восполнен самой социо-территориальной системой города.
Для этого необходимо и достаточно так изменить систему, чтобы она содержала в себе субъект, воспроизводящий дефицитный ресурс.

Контекст

Город – это конечная точка сборки всех общественных и государственных институтов. Все остальные территориальные образования, будь то сельские поселения или территории, занятые учебными, военными или производственными образованиями – сателлиты города.

Город – основной структурообразующий элемент государства. Развитие государства происходит через развитие его городов.

Город – это сложная социально-пространственная система, воспроизводящая и потребляющая ценности разного рода.

Эта рукотворная система поддается изменениям направленными действиями. Действия по трансформации города могут быть направлены на:

• Внутренние изменения социо-территориальной системы города;
• Изменения условий внешней среды.

Программа развития города – это трансформация социо-территориальной системы, направленная на умножение воспроизводства актуальных ценностей.

Развитие города или его стагнация – результат внутренних процессов, которые осуществляют субъекты городской жизни. Для возникновения устойчивых внутренних процессов, направленных на достижение определенных целей, необходимо и достаточно катализировать возникновение соответствующих субъектов городской жизни.

Никакими условиями внешней среды возникновение внутреннего субъекта обеспечить невозможно, для этого необходимо действовать непосредственно внутри социо-территориальной системы города.

Проблематика индустриального города


Подробнее
Проблематика индустриального города

Глобальный общественный запрос постиндустриального общества к городу как среде обитания


Главная ценность постиндустриальной экономики – это знания, которые теперь составляют до 95% стоимости продукции. Знания воспроизводятся людьми, обладающими дивиргентным (творческим) доминирующим типом мышления. «Генераторы знаний». в свою очередь, объединены в разного рода организации и сообщества.

В самом общем виде актуальный глобальный запрос к городу, как основному структурообразующему элементу государства, можно сформулировать следующим образом:

1
Воспроизводство людей с девиргентным доминирующим типом мышления, «Генераторов знаний»;

2
Воспроизводство условий самореализации и самоорганизации «Генераторов знаний» вплоть до выпуска продукции новых технологических укладов.

Стоит отметить, что от образовательных учреждений, изъятых из контекста города как системы, практически ничего не зависит. Они, являясь частью системы, удовлетворяют общественный запрос, этой же системой и произведенный. Если в городе появится возможность получить супер-образование, но горожанам это будет ненужно, они учиться не будут.

Цели программы развития

Цели программы продиктованы следующими утверждениями:

• Все известные нам города являются феноменами одного рода (класса). Выявленные свойства системы одного города применимы к остальным. Полезные свойства, наблюдаемые у успешного города могут быть привиты неблагополучному;

• Цивилизация развивается в городах. Система города включает в себя механизмы самоорганизации и саморазвития как неотъемлемую часть. Неудовлетворительная работа этих механизмов подвержена корректировке и реанимации;

• Валентность города запросу глобального контекста необходима для его развития и выживания.

Опираясь на вышеизложенные утверждения, сформулируем цели программы развития:

1
Реанимация механизмов самоорганизации и саморазвития, являющиеся неотъемлемыми составляющими любой социо-пространственной системы;

2
Приведение города как системы в соответствие глобальному внешнему запросу.

Механизмы самоорганизации и саморазвития


Со второй половины двадцатого века город в теории систем трактуется как сложная диссипативная социально-территориальная (социально-пространственная) система ...

Подробнее
Механизмы самоорганизации и саморазвития

Реанимация механизмов самоорганизации и саморазвития. Метрологическая состоятельность цели

Сегодня принято измерять эффективность развития территориального образования технико-экономическими показателями, т.е. величинами, критериями, уровнями ...

Целью развития автоматически принимается достижение высоких показателей ...

Реальный опыт достижения этой цели отечественными муниципалитетами и территориальными образованиями оценивается противоречиво ...

Подробнее
Реанимация механизмов самоорганизации и саморазвития. Метрологическая состоятельность цели

Работа была написана в 2017 году. Сейчас мы ведем её глубокую переработку. В ближайшее время вы сможете найти на этой странице эту работу в законченном и актуализированном виде.

С уважением, автор