• ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  • ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНЫХ РАБОТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
  • ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИКИ
  • ПОШАГОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ
  • РЕАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Методика формирования и развития инновационного кластера

Контекст

Институциональные изменения

Инновации – это «созидательные разрушения» (Йозеф Шумпетер) существующей социально-экономической системы.

Инновации в производственных отношениях носят дизруптивный (ломающий привычные представления) и скоротечный характер.

Изменения существующих общественных институций (институтов) носят радикальный, дискретный характер. В такой ситуации существующая система должна оказывать значительное сопротивление, что подтверждается наблюдениями. Таким образом, можно утверждать о применимости к развитию социально-экономических систем принципа Ле Шателье-Брауна.

Принцип Ле Шателье-Брауна

При́нцип Ле Шателье́ — Бра́уна (1884 г.) — если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-либо из условий равновесия (температура, давление, концентрация, внешнее электромагнитное поле), то в системе усиливаются процессы, направленные в сторону противодействия изменениям.

Анри Ле Шателье (Франция) сформулировал этот термодинамический принцип подвижного равновесия, позже обобщённый Карлом Брауном.

Принцип применим к равновесию любой природы: механическому, тепловому, химическому, электрическому (эффект Ленца, явление Пельтье).


Источник

Новаторские предприятия и страты населения, развивающие в себе новые типы общественных и производственных отношений, находят себе убежище от сопротивления среды в обособленных анклавах. Это происходит стихийно или осознанно и является главной причиной появления большинства известных инновационных кластеров.

Представляется очевидным, что в текущей ситуации передислокация в пределы профильных кластеров для предприятий новых технологических укладов является единственной возможностью обеспечить свое развитие в благоприятных условиях.

Предварительные исследования показали наличие отложенного спроса на специфические территориальные образования, валентные новым типам производственных и общественных отношений, среди предприятий новых технологических укладов.

Стремление к локализации в «своей песочнице» страт населения, задействованных в четвертичном секторе экономической деятельности, очевидно и не подлежит сомнению. Запрос настолько актуален, что возникают спорадические попытки организовать специфические поселения собственными силами.

Барьер

Между стратами населения, задействованными в предприятиях новых технологических укладов, и остальными, установился барьер, препятствующий взаимодействию всякого рода. Причина – новые типы производственных и общественных отношений, которые противоречат общепринятым.

Этот барьер препятствует распространению идей и технологий, поскольку традиционное бизнес-сообщество не способно массово воспроизвести приемлемые формы сотрудничества.

Этот барьер купирует возможности развития инновационных предприятий, поскольку они практически не вмешиваются в существующие хозяйственные и производственные связи. Используя антропоморфную метафору для образного описания сложившейся ситуации можно сказать, что в организме отечественной постиндустриальной экономики практически отсутствует связь между головой и телом.

Новая реальность в образовании

Опрос 16 тысяч пользователей платформы Kaggle (2017 г.) показал, что только 30% работающих в сфере ИИ и BigData изучали машинное обучение или науку о данных в рамках формального образования. 66% опрошенных считают себя самоучками. И чуть более половины всех респондентов говорят, что использовали онлайн-курсы для изучения новых дисциплин.

Различные формы он-лайн самостоятельного обучения сегодня по факту являются основным способом приобретения специальностей четвертичного сектора экономической деятельности.

Факты красноречиво говорят о том, что в традиционных формах обучения специалисты получают только базовую подготовку, в лучшем случае достаточную для исполнения самой низкоквалифицированной работы в современных предприятиях.

Достижение нижних квалифицированных уровней требует годы самостоятельного обучения без отрыва от производства.

Определение текущей ситуации

В мировой практике выделяют два основных подхода к формированию кластера:

1
Классический либеральный, сформулированный во второй половине ХХ века М. Портером (Портер М. Международная конкуренция.- М.: международные отношения, 1993г.). В его основу была положена самоорганизация экономических агентов в рамках «свободного рынка». Данный подход не предполагает прямого государственного вмешательства государства.

2
«Полюса конкурентоспособности», Основан на партнерстве бизнеса и властей (центральных и территориальных). Направление стало развиваться во Франции со второй половины 2000-х годов, когда государство озадачилось глобальной конкурентоспособностью своей экономики. Подход выражается в оказании различных форм государственной поддержки.

Можно констатировать, что оба распространенных в мировой практике подхода в текущей ситуации нашей страны работают с перебоями или не работают вовсе – успешно функционирующих инновационных кластеров ничтожно мало. При этом потенциальные агенты развития, высококвалифицированные кадры и другие необходимые компоненты присутствуют в достаточном количестве.

Объяснить положение дел можно следующими обстоятельствами:

• Уровень инициативной деятельности потенциальных агентов развития находится на низком уровне, или не направлен на формирование благоприятных для себя условий на территории присутствия;

• Условия среды на территории присутствия агентов развития оказывают непреодолимое сопротивление инициативам;

• Существующая доминирующие типы деловых и общественных взаимоотношений купирует деятельность новаторов.

Определение инновационного кластера

Общепринятое определение инновационного кластера

Это целенаправленно сформированная группа предприятий, взаимосвязанных между собой, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве, функционирующих на базе центров генерации научных знаний и бизнес-идей.

Из этого, безусловно верного, определения, следует фатальное ограничение: инновационный кластер возможно построить только на существующей базе центров генерации научных знаний и бизнес-идей.

Накопленные знания о принципах функционирования социо-территориальных систем позволяют дать более глубокое определение и снять фатальное ограничение.

Поскольку социо-территориальная система является первообразной базы генерации научных знаний и бизнес-идей, для построения инновационного кластера необходимо и достаточно сформировать такую систему, которая будет воспроизводить эту базу генерации знаний как естественный продукт собственной жизнедеятельности.

Инновационный кластер, актуальное определение

Это социо-территориальный феномен, целенаправленно сформированный в удовлетворение запроса предприятий новых технологических укладов и профильных им страт населения.

Основные положения

Опираясь на определение ключевого понятия системной урбанистики «развитие» можно утверждать, что инновационный кластер может быть сформирован объединенными усилиями заинтересованных участников. Ему не обязательно быть национальным, региональным или отраслевым. Не обязательно быть глобальным государственным проектом.

Используемые подходы позволяют:

1
Извлечь выгоду из самого процесса формирования и развития кластера;

2
Минимизировать инвестиционные риски практически до нуля.

Работа была написана в 2017 году. Сейчас мы ведем её глубокую переработку. В ближайшее время вы сможете найти на этой странице эту работу в законченном и актуализированном виде.

С уважением, автор