• ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
  • ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНЫХ РАБОТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ
  • ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИКИ
  • ПОШАГОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ
  • РЕАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Прикладные методики общественного развития

Контекст

Теория структурации Э. Гидденса, концепция Габитуса Пьера Бурдьё, структуралистский конструктивизм, социальный конструкционизм и социальный конструктивизм, понимающая социология и теория социального действия Макса Вебера – это фундамент, на котором еще в ХХ веке могли быть построены эффективные прикладные методики общественного развития через становление устойчивых и самовоспроизводимых общественных механизмов.

Отсутствие таких методик можно объяснить тремя причинами:

1
Отсутствие возможности целеполагания. Общество в самом широком понимании этого слова или общество в пределах отдельных регулируемых анклавов (государств) не имеет и не может иметь органического (естественного) определения цели своего развития. Отсутствие цели лишает всякого смысла действия, направленные на общественное развитие;

2
Отсутствие интересанта;

3
Отсутствие организационных схем вообще и исполнителя в частности.

Принципиальная возможность создания прикладных методик на фундаменте социологических теорий

Применимость социологических концепций и теорий в решении прикладных задач убедительно подтверждается развитием научной дисциплины «Прикладной анализ поведения» (англ. applied behavior analysis, ABA), использующий принципы радикального бихевиоризма. ABA включает в себя прикладные методы поведенческого вмешательства и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Эта дисциплина успешно применяется для контроля и канализирования (направления в определенное русло) поведения людей в пределах группы и/или трудового коллектива. Развитие Прикладного анализа поведения (ABA) обусловлено наличием целей, интересантов (владельцы крупного бизнеса и бюрократический аппарат государственных структур), а также наличием исполнителей и организационных схем.

Контроль и канализирование поведения, пусть даже направленные на улучшение измеримых параметров качества локальной социальной системы (безопасность, личная эффективность и пр.), нельзя определить как общественное развитие – такие действия противоречат определению ключевого понятия «развитие», а результаты устойчиво не самовоспроизводятся.

Предпосылки к созданию методик общественного развития

Практика разработки и реализации градостроительных проектов и проектов территориального развития в период 2010-2017 гг. (более 50 проектов общей площадью более 20 кв км) послужила причиной разработки комплексного системного подхода и его последующую институционализацию в новое междисциплинарное научное направление – системную урбанистику. Взаимодействия с интересантами проектов территориального развития позволили выявить следующие области применения системной урбанистики:

• Расширение в девелопменте постановки задачи от «проекта застройки» до «проекта формирования социо-территориального феномена», обусловленное коммерческими интересами;

• Возможность инвестиционным компаниям обеспечить себе стабильный поток высокодоходных и надежных инвестиционных проектов через упреждающие воздействия на социо-территориальные системы;

• Возможность крупному бизнесу решать стратегические задачи развития с горизонтом планирования от 10 лет через формирование условий на территории присутствия, валентных целям стратегического развития;

• Возможность удовлетворить запрос со стороны предприятий новых технологических укладов и профильных им страт населения на формирование специфических социо-территориальных образований, валентных новым типам общественных и производственных отношений.

Проекты системной урбанистики предусматривают формирование как физической, так и социальной составляющих среды обитания или трансформацию существующих, при обозначении в проекте конечных целей этих действий.

Таким образом сформировались предпосылки к разработке прикладных методик общественного развития, при этом соблюдаются условия их реализуемости:

• Обозначены цели;

• Наличие интересантов;

• Наличие организационных схем и исполнителей (проектная группа системных урбанистов).

Цели работы

Ретроспективно рассмотреть основные социологические концепции, направления и теории и сформулировать теоретическое обоснование для разработки прикладных методик общественного развития;

• Сформулировать основные положения методик;

• Обозначить поле возможных целей, определить область применения;

• Определить средства достижения целей.

Основные социологические концепции и теории

Один из ключевых философских вопросов, красной нитью проходящий через подавляющее большинство социологических концепций и теорий, – это вопрос о степени свободы в помыслах и поступках отдельного индивидуума, являющегося элементом системы общественных взаимоотношений.

В социологии можно выделить два генеральных направления, отличных ракурсами, с которых рассматривался вопрос жизнедеятельности социальных конструктов:

Общество-человек. Исследуется общество как целостная система, отдельные социальные институты, группы и процессы. Утверждается примат социальных конструктов над индивидуумами;

Человек-общество. Исследуются социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени. Социальная деятельность не создается социальными акторами, а лишь постоянно воспроизводится ими. Утверждается примат индивидуумов над социальными конструктами.

Подавляющее большинство социологических теорий и концепций не подвергает сомнению, что за осознанием индивидуума собственной свободы в мыслях и поступках скрываются механизмы, ограничивающие поле возможных (допустимых) мыслей и поступков. Более того, многие мысли и поступки оказываются буквально продиктованы этими механизмами.

Ограничение индивидуумов в помыслах и поступках – не назначение механизмов, а побочный эффект их действия. Механизмы несут системные функции обеспечения целостности системы, адаптации к условиям среды обитания, развития, функции агрессии и защиты в конкурентной борьбе систем через проекцию в сознание (подсознание) людей установок, побуждающих к действиям по реализации системных функций.

Принцип работы этих механизмов раскрыт в целом ряде социологических теорий, что представлено ниже по тексту.

Общество-человек

Классическая социологическая парадигма опирается на философское учение Позитивизма, которое диктует необходимость наследования и освоения общественными науками концепций и взглядов, выработанных ранее науками о природе. Этот подход более чем на столетие ограничил научный поиск выявлением конструктов социального пространства и исследованием закономерностей их жизненных циклов, надолго заслонив от внимания ученых сущности и закономерности, для познания которых естественнонаучный подход неприменим.

Позитивизм

Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Основоположником позитивизма является один из основоположников социологии как науки Огюст Конт (1830-е гг.).


Источник

Теория социологизма Дюркгейма и социальный реализм


Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) утверждал, что социальная реальность столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. В связи с этим он разработал теорию социологизма, суть которой заключается в том, что общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.

Теория социологизма Дюркгейма дала начало развитию социального реализма, в основе которого лежит тезис о первичности общества над индивидом. Его суть заключается в том, что общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая автономна по отношению к другим видам реальности и развивается по своим собственным законам. Социальный реализм утверждает примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, индивидуальная реальность считается вторичной.

Предмет социологии Дюркгейма — социальный факт. Социальный факт является внешним по отношению к индивиду и оказывает на него принуждающее воздействие. Социальные факты могут быть материальными (само общество, его социальные структуры) и нематериальными (мораль, ценности и нормы, коллективное сознание, верования). Для определения одного из ключевых механизмов, удерживающего целостность системы, Дюркгейм ввел понятие «Коллективного сознания».

Коллективное сознание

Совокупность убеждений и настроений, знакомых рядовым членам общества, формирует детерминированную систему, живущую собственной жизнью. Её можно назвать коллективным или общим сознанием.


Эмиль Дюркгейм
Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World. — Pine Forge Press, 2 November 2005. — P. 108. — ISBN 978-1-4129-0572-5

Нормы, убеждения и ценности, то есть то, что составляет коллективное сознание, формируют моральную основу общества, которая и обеспечивает социальную интеграцию. Коллективное сознание «создаёт» общество и удерживает его в состоянии единства, и в то же время само коллективное сознание создаётся посредством взаимодействий индивидов. С помощью него люди воспринимают других в качестве социальных существ, а не простых животных.

Исторический материализм


Опираясь на подходы классической социологической парадигмы К. Маркс (1818-1881) и Ф. Энгельс (1820-1895) разработали направление истории и философии исторического материализма.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

К. Маркс «К критике политической экономии», 1859

Бихевиоризм


В конце девятнадцатого века, как реакция на глубинную психологию и другие традиционные формы психологии, появился Бихевиоризм (англ. behavior «поведение») — систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Для определения роли сознания человека сторонники бихевиоризма нередко используют термин «Эпифеномен».

Эпифеномен

Эпифеномен (др.-греч. επι — «при, после, возле» и φαινόμενον — «являющееся») — придаток к феномену, побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния.

Термин, применяемый для истолкования сознания как совершенно пассивного, а потому не играющего никакой существенной роли, отражения материального (или идеального) содержания мира.


Источник

В 1930-х, Б.Ф Скиннер предложил, что личные события, включая мысли и чувства, контролируются теми же переменными, что и наблюдаемое поведение. Это стало основой его философии радикального бихевиоризма.

Внешние переменные, функцией которых является поведение, дают основу для того, что можно назвать каузальным или функциональным анализом. Мы беремся предсказать и контролировать поведение отдельного организма (в том числе - человека)

B F Skinner The Origins of Cognitive Thought

Работы Ноам Хомского о порождающих грамматиках внесли значительный вклад в упадок бихевиоризма во второй половине двадцатого века и содействовали развитию когнитивных наук.

В рамках классической социологии в первой половине двадцатого века возникла новая научная дисциплина – Прикладной анализ поведения (англ. applied behavior analysis, ABA), использующая принципы радикального бихевиоризма для решения практических проблем. Этот метод до сих пор имеет широкий спектр применения, включая образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), поддержание здорового образа жизни и физическую культуру, промышленную безопасность, воспитание детей, управление организационным поведением и т. д.

Структурный функционализм


Опираясь на работы первых социологов (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм), американский социолог Толкотт Парсонс определил методологический подход в социологии и социокультурной антропологии «Структурный функционализм». состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. При этом роль индивидуумов – отчасти осознанные носители функций системы.

Согласно структурному функционализму, в социальной реальности существуют объективные структуры. Под структурами понимаются социальные нормы (культурные коды, традиции, ритуалы и обычаи, запреты, законы), социальные институты, социальные страты, группы и классы. Данные структуры основаны на правилах, не зависят от воли и сознания людей и определяют ценности, мотивации и действия индивидов.

Структурализм


Междисциплинарное направление в социальных науках ХХ века. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Структурализм включал общефилософские, эпистемологические, социально-критические аспекты.

Структурализм утверждал приоритет бессознательных структур над субъектом и сознанием, отношений над элементами, синхронии над диахронией, Культура рассматривалась как знаковая система, а общество – как символический порядок. Социальный мир объясняется не в терминах индивидуального действия, а через отношения и отношения между отношениями; целое образуется как их дифференциальная артикуляция.

Социальный мир познается через структуры, а не намерения, функции или историю. Структуры - это скрытые, бессознательные или глубинные основания, которые согласно кодам, логике или законам порождают поверхностные явления и события.

Человек-общество

В течении двадцатого века в социологии развивались отдельные направления и теории, утверждающие неприменимость естественнонаучных подходов для познания феноменов общественной жизни.

Такая переориентация предполагает отказ от натуралистических принципов, постулирующих преемственность общества и природы и тождественность методов естественных и социальных наук. Утверждается фундаментальное различие между обществом и природой.

Различие между обществом и природой заключается в том, что природа не создана человеком. Конечно, люди изменяют природу, и это является как условием общественного существования, так и движущей силой культурного развития. Но природа не производится человеком - общество производится.

Не сотворенное никем в отдельности, общество производится и воспроизводится чуть ли не с нуля участниками социального события. Производство общества - суть умелое конструирование, обеспечиваемое и реализуемое человеческими существами. Оно становится возможным лишь потому, что каждый член общества является практикующим социальным теоретиком: осуществляя любого рода взаимодействия, он обычно обращается к своим знаниям и теориям, и именно использование этих практических ресурсов есть условие осуществления взаимодействия вообще.

Giddens A. New rules of sociological method. L., 1976

В противовес реализму в социологии сформировалось другое направление – номинализм, сторонники которого отстаивали первичность индивида по отношению к обществу.

Номинализм социологический

Теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником, единственным субъектом социума объявляются индивид и его социальное действие. В связи с этим за понятиями, выражающими любое социальное целое (общество, организация, группа и т. д.), отрицается буквальное (физическое) содержание.


Источник

В методологическом плане это означает, что исходным элементом социологического анализа должно быть не социальное образование как самостоятельное целое, а индивид и его социальное действие, из которого должны выводиться характеристики социального процесса.

В профессиональном сообществе получили широкое распространение такие понятия, как Антинатурализм и Антипозитивизм.

Антинатурализм

Представление о кардинальных различиях между явлениями природы и социальной жизни.


Штомпка П.
Социология. Анализ современного общества ISBN 5-98704-024-8
Антипозитивизм

Убеждение в необходимости выработки в социальных науках совершенно особых исследовательских методов и способов, отличающихся от тех, которые используются науками о природе.


Штомпка П.
Социология. Анализ современного общества ISBN 5-98704-024-8

Основные понятия были рассмотрены в ракурсе человек-общество и переформулированы.

Социальные системы состоят из практик, организованных как взаимозависимость субъекта действия и группы во времени и пространстве - структурные «поля», где агенты занимают определенные позиции по отношению друг к другу. Социальным практикам присущи отрегулированные отношения взаимозависимости между индивидами и группами, то есть – организованное социальное взаимодействие.

Социальная позиция агента = его социальная идентичность = круг прерогатив и обязательств, то есть - ролевые предписания.

Понимающая социология и теория социального действия Макса Вебера


Классическое выражение социологического номинализма определил М. Вебер (Weber M. Schriften zur theoretischen Soziologie. М. 1947; Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Koln), который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как «общество», «феодализм» и т. д., социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов.

В современной социологии номиналистическая ориентация осуществляется прежде всего в «Теории социального действия», где социальная система рассматривается как социальная система действий индивидов, как система мотивированного человеческого поведения.

Однако структурно-функциональная интерпретация социального действия показывает нарушение номиналистических принципов. Некоторые выявленные социальные структуры и системы – эмергентные (несводимые к сумме составляющих, обладают свойствами, которых нет у составляющих).

Социальный конструктивизм


Социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности.

Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции.

Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные факторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Согласно парадигме социального конструктивизма, социальные действия людей сами конструируют отдельные элементы и социальную реальность в целом, а внешние структуры нельзя однозначно считать объективно существующими. В конструктивизме ключевую роль играют социальные представления и идеи, интерпретации индивидуального и коллективного опыта, способы коммуникации, языковые игры.

Теория структурации Э. Гидденса


Эта теория представляет собой образец выхода из кризисного состояния в социологии, становления новой - неклассической социологической парадигмы.

Теория структурации, основывается на следующих положениях: социальная теория... должна включать понимание человеческого поведения как действия: такое понимание должно быть совместимо со сфокусированностью на структурных компонентах социальных институтов или обществ: понятия власти и господства связаны с понятиями действия и структуры.

Giddens A. Power, the dialectic of control and class structuration // Social class and the division of labour. Cambridge

Гидденс разграничивает «структуры» и «социальные системы» (человеческие коллективы, остающиеся стабильными во времени и в пространстве). Структура относится к «структурным качествам» или «структурирующим качествам», обеспечивающим «связность» пространства и времени в социальных системах. Эти качества следует рассматривать как правила и ресурсы, рекурсивно вплетенные в воспроизводство социальных систем.

Структуры предполагают существование, во-первых, знаний – «отпечатков в памяти» - со стороны субъектов, во-вторых, социальных практик, организованных через рекурсивную мобилизацию этого знания, и в-третьих, способностей, необходимых для осуществления этих практик.

Структуры

Правила и ресурсы, участвующие в воспроизводстве социальных систем. Структура существует только в виде отпечатков в памяти – органического базиса человеческого знания и в мгновении ее опредмечивания в действии.

Структурация

Процесс организации и воспроизводства системы общественных отношений, сопутствующий социальному взаимодействию и происходящий благодаря применению агентами порождающих систему правил и ресурсов.

Структура не тождественна принуждению, она как ограничивает действие, так и создает возможности.

Понятие структуры может изучаться в социологии по аналогии со структурными свойствами языка. «Речь» в контексте этой аналогии будет означать действие и взаимодействие. Во-первых, речь ситуативна, т.е. пространственно и временно локализована, тогда как язык «виртуален и вневременен». Во-вторых, речь предполагает некоего субъекта, тогда как язык - несубъектен, даже если он «производится» говорящим субъектом. В-третьих, речь всегда потенциально признает присутствие другого, а язык как некая структура не является результатом намерений субъекта и не ориентирован на другого.

Giddens A. New rules of sociological method. L., 1976

Социальные системы включают регулярные отношения взаимозависимости между индивидами или группами, анализируемые как повторяющиеся социальные практики. Системы не являются структурами: они обладают структурными качествами. Структуры, будучи качествами систем, характеризуются «отсутствием субъекта».

Анализ структурации социальных систем означает изучение способов, которыми производятся и воспроизводятся такие системы, основанные на сознательной деятельности акторов, которые полагаются на правила и ресурсы во всем многообразии контекстов действия.

Структуралистский конструктивизм


Теория, разработанная французcким социологом Пьером Бурдьё с целью разрешить конфликт между подходами структурного функционализма и социального конструктивизма, принципиально отличными в подходах изучения общество/индивид – индивид/общество и преодолеть ряд фундаментальных социологических оппозиций.

С помощью структурализма я хочу сказать, что в самом социальном мире…существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления. С помощью конструктивизма я хочу показать, что существует социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия, которые являются составными частями того, что я называю габитусом, а с другой стороны, — социальных структур и, в частности, того, что я называю полями.

П. Бурдьё «Начала» (1987)

Концепция Габитуса Пьера Бурдьё


Концепция была разработана в конце 1960-х годов и была нацелена на преодоление конфликта двух парадигм — свободного субъекта и структуралистского понимания действия. Первую представляли феноменология и особенно экзистенциализм Жана-Поля Сартра, который поместил в центр действия абсолютную свободу субъекта.

Вторая парадигма основывалось на структурализме, прежде всего на структурной антропологии Клода Леви-Стросса, который рассматривал субъекта действия как полностью подчинённого в своём поведении объективным правилам.

Габитус

Система приобретённых индивидуумом схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия.

Предпосылкой габитуса являются объективные, существующие независимо от воли и сознания индивидов структуры, влияющие на социальные практики, восприятие и сознание агентов. Эти структуры порождают практики и представления агентов. Вместе с тем, агенты, будучи изначально активными, постоянно изменяют социальную реальность. Социальные структуры превращаются через практики в способ их производства — в воплощённую в теле («инкорпорированную») структуру, которая называется габитусом. Габитус сам начинает воспроизводить практики. Практики, порождаемые габитусом, через воспроизводство практик сами воплощаются вовне (в социологии используется термин «экстериоризация»), то есть в объективных структурах. Таким образом, габитус является звеном между объективными структурами и агентами.

Габитус включает в себя совокупность диспозиций — моделей восприятия и действия, которые индивид приобретает в процессе социализации, инкорпорируя совокупность способов мышления, чувств и действий. Эти диспозиции обладают устойчивостью. Габитус есть следствие усвоения (интериоризации) объективных социальных отношений и в то же время субъективный источник действий агентов, то есть своего рода механизм, который порождает различные социальные практики.

Таким образом, габитус, с одной стороны, — результат интериоризации объективных структур, а с другой стороны — неотъемлемая часть процесса экстериоризации. Габитус служит посредником в вовлечении агента в социальные отношения. Он воспроизводит практики через постоянный процесс усвоения диспозиций и воплощения их вовне или, на языке социологии, интериоризации / экстериоризации.

В целом габитус можно определить как систему прочных приобретённых предрасположенностей (принципов), структурированных, то есть по сути навязанных структур. Эти структуры функционируют в качестве структурирующих (порождающих) структур, которые порождают и организуют социальные практики и представления. Эти принципы-структуры объективно приспособлены для достижения определённых результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства. Можно сказать, что габитус есть вписанные в тело социальные структуры, то есть само социальное, ставшее человеческой «природой».

Можно сказать, что габитус выходит за рамки оппозиции сознание/бессознательное, принуждение/свобода и объясняет, как действия агента подчинены детерминизму и в то же время осознаны. Габитус, по Бурдьё, даёт ключ к пониманию того, как поведение может быть рациональным и ориентированным на какую-либо цель (то есть производить хорошо адаптированные к конкретным ситуациям стратегии), одновременно не будучи сознательно на неё направленным.

…агенты никогда не бывают свободны, но никогда иллюзия свободы (или отсутствия принуждения) не бывает столь полной, как в случае, когда они действуют, следуя схемам своего габитуса, то есть объективным структурам, продуктом которых является сам габитус: в этом случае агенты ощущают принуждение не более, чем тяжесть воздуха.

П. Бурдьё

Выводы

Анализ основных социологических парадигм, направлений и теорий показывает ряд противоречий и фундаментальных оппозиций. Взяв на вооружение подходы интуиционистской логики, можно выявить ряд интуитивно убедительных утверждений, которые связывают часть теорий и не противоречат остальным. Эти утверждения являются необходимым и достаточным теоретическим обоснованием для построения прикладных методик общественного развития:

• Социальные конструкты содержат в себе механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность сложных многомерных феноменов – социальных структур, систем, систем систем, систем систем систем и пр. Условно определим эти механизмы как «Механизмы Обеспечения» (МО). В социологических направлениях и теориях МО определяются разными терминами, их происхождение и принцип работы может по разному объясняться, однако их наличие подтверждается в подавляющем большинстве социологических теорий;

• Эти механизмы высоко адаптивны, их сложность растет одновременно с возрастанием сложности обеспечиваемых феноменов (общесистемная закономерность);

• Механизмы обеспечения (МО) выражаются через действия индивидуумов (осознанных, отчасти осознанных, неосознанных), рекурсивно воспроизводятся в социальных практиках;

• По крайней мере часть рутинных повседневных действий индивидуумов (акторов, социальных агентов) производится как реализация МО, в таких действиях может отсутствовать логика и направленность на осознаваемый полезный результат, они рационализируются индивидуумом или не осознаются;

• Поскольку всякое социальное действие связано с субъектом и не может рассматриваться вне теории «действующего «Я»», акторы (агенты) имеют возможность рефлексивно регулировать условия системного воспроизводства социальной практики с целью поддержания наличного состояния или же его изменения.

Основные положения методик общественного развития

Методики опираются на механизмы социальных конструктов, несущие системные функции. Предусматривают добровольные инициативные действия значительного количества неуправляемых интересантов и стейкхолдеров. Подход к реализации методик исключает возможность буквального определения ожидаемого результата. Ограничение снимается ситуативным переопределением поля возможных результатов в рекурсивном процессуальном цикле.

Методики реализуются:

• В составе комплексного проекта развития социо-территориального феномена, территориальные границы определяются агломерацией, вмещающей проектный субъект;

• В составе проекта воспроизводства нового социо-территориального феномена, территориальные границы определяются вмещающей социо-территориальной системой.

Корневой комплексный проект определяет круг интересантов и стейкхолдеров, задает целеполагание, порядок действий, сроки и бюджет. Платежеспособным интересантом в реализации методик могут выступать:

• Городское сообщество, органы муниципального самоуправления;

• Девелопер, застройщик;

• Инвестиционная компания;

• Крупный бизнес, объединения среднего и малого бизнеса, присутствующие в локации;

• Предприятия новых технологических укладов, планирующие формировать в локации специфический социо-территориальный феномен.

Круг возможных целей комплексного проекта непреодолимо ограничен областью интересов городского сообщества, интересантов и стейкхолдеров проекта.

Необходимость реализации методик в составе комплексного проекта диктует определение ключевого понятия развития системной урбанистики:

Развитие

Развитие – это эндогенный (внутренний) процесс, источник которого заключён в самом развивающемся субъекте. Это самодвижение субъекта.

Утверждение истинно по отношению к отдельно взятому индивидууму, социальной группе, или социо-территориальному феномену.

Развитие под действием внешних факторов - иллюзия, которую можно наблюдать только пока субъект потребляет внешние ресурсы.

Развитие характеризуется снижением издержек при достижении цели. Таким образом, открывается возможность объективного измерения уровня развития на высоком уровне абстракции: сравнивая несколько субъектов, как наиболее развитого определяем того, который при достижении одинаковой для всех цели расходует наименьшее количество энергии (ресурсов).

Опираясь на это определение, можно утверждать: решение задач проекта развития социо-территориальной системы возможно только инициативными действиями субъектов, включенных в эту систему. Направление действий таких интересантов и стейкхолдеров в русло проекта осуществляется резонансными воздействиями в сторону умножения их пользы и/или выгоды.

Цели

Воспроизводство субъектов городской жизни, которые деятельно и инициативно решают задачи в русле комплексного системного проекта развития при достижении собственной пользы и/или выгоды.

Комплексный проект реализуется в условиях индустриального города либо в зоне его непосредственного влияния (других в нашей стране нет), подавляющих критически важные индивидуальные качества горожан (прежде всего – индивидуальную уникальность, способность к инициативным или групповым действиям).

Этот контекст диктует необходимость воспроизводства в составе любого комплексного проекта такого субъекта, который своими действиями купирует негативные факторы влияния индустриального города. Таким образом формируются условия среды обитания, акцептирующее проектные действия и обеспечивающее реализацию проекта развития.

Средства достижения целей

Для определения возможных средств достижения целей обратимся к теории структурации Э. Гидденса:

‘’’
Социальные системы охватывают действия людей, расположенные во времени и в пространстве. Социальные системы, воспроизводимые в контексте ограниченных условий рационализации поведения, конституируются через взаимозависимость акторов или групп. Степень взаимозависимости Гидденс обозначает терминами «интеграция» или «системность». «Интеграция» – это регулярные связи, взаимообусловленность практик (регулярные отношения автономии и подчинения) между акторами или коллективностями.

Гидденс различает социальную и системную интеграции. Социальная интеграция – это взаимозависимости на уровне непосредственного взаимодействия «лицом-к-лицу» и подчеркивает значение пространства и со-присутствия в социальных отношениях. Системная интеграция – это взаимозависимости на уровне отношений между коллективностями.

Социальная интеграция - это взаимообусловленность акторов в контекстах соприсутствия (отношения автономии/зависимости). Системная интеграция - это взаимообусловленность акторов или коллективов в раздвинутых пространственно-временных промежутках (отношения автономии/зависимости).

Giddens A. Central problems in social theory. L., 1979

Гидденс выделяет три уровня системной интеграции:

• Гомеостатические причинные петли;

• Саморегуляция через механизм обратной связи;

• Рефлексивная саморегуляция.

Гомеостатическое системное воспроизводство включает действие причинных петель, т.е. циркулярные причинные отношения, в которых непредвиденные последствия перестраивают первоначальные условия.

Саморегуляция через механизм обратной связи представляет более высокий уровень системной интеграции. В отличие от гомеостатических процессов, механизм предполагает направленное, контролируемое изменение.

Рефлексивная саморегуляция включает операцию селективного «информационного отфильтровывания», посредством которого акторы рефлексивно регулируют условия системного воспроизводства с целью поддержания наличного состояния или же изменения его.

‘’’

Системная интеграция на уровне рефлексивной саморегуляции – это теоретическая возможность осознанными действиями отдельных акторов вплести в ткань социальной практики новые матрицы действий и смыслов, изменить рекурсивно воспроизводимую социальную систему.

Таким образом, средством достижения целей общественного развития социо-территориальной системы могут являться специализированные общественные механизмы, физически расположенный в пределах этой системы.

Общественный механизм

Социальная практика определенных социальных групп или страт населения, несущая определенную системную функцию, или направленная на достижение определенного результата.

Воспроизводство новых специализированных общественных механизмов возможно как производные от когнитивного контекста. Посев идей, покрепленных очевидной пользой и/или выгодой агентов при методической и организационной поддержке, послужит толчком к осознанным инициативным действиям индивидуумов с наиболее высоким уровнем социальной активности (носителей смыслов коллективной деятельности).

Неизбежность исполнения определяется тем, что в реализации оказываются непосредственно задействованы механизмы социальных конструктов, несущие системные функции.

В терминологии неравновесной термодинамики социальную систему можно определить как диссипативную, а в терминологии общей теории систем общественный механизм – как автокаталитический цикл или рекурсивную функцию (воспроизводства ценностей). Обратимся к графическому представлению автокаталитического цикла:

Принципиальная схема автокаталитического цикла (рекурсивной функции) воспроизводства ценностей системой города

Принципиальная схема автокаталитического цикла (рекурсивной функции) воспроизводства ценностей системой города

Типичное для индустриальных городов состояние функции воспроизводства ценностей

Типичное для индустриальных городов состояние функции воспроизводства ценностей

Здесь:

Элемент на схеме

Описание

Среда обитания:

Среда обитания предоставляет человеку все необходимое для его существования как вида. Состоит из:

• Окружающая физическая среда;

• Социальная среда.

Социальная компонента среды обитания определяет качество интеллектуальных свойств индивидуума и является ее важнейшим фактором.

Специальные качества среды обитания:

Факторы психологического воздействия среды обитания на горожан:

  1. Питание ресурсного состояния горожан, внешняя (основная) ресурсная подпитка;

  2. Расширение пространства осознаваемых возможностей;

  3. Актуализация новых уровней потребностей;

  4. Смыслы и побудительные мотивы учиться, развиваться. Побудительные мотивы к общественно-полезной деятельности. Физическую возможность реализовать эти потребности;

  5. Безопасность, уверенность в будущем. Социальный комфорт.

Управляющий (контролирующий) параметр

Влияние субъектов городской жизни через рекурсивную функцию на качества среды обитания является в данном случае одним из управляющих параметров (его изменение влияет на эволюцию всей системы).

Особое значение имеет влияние общественного механизма на среду обитания. Изменяя среду в своих интересах, горожане развивают и умножают те ее качества, которые способствуют умножению количества индивидуумов, задействованных в процессе. Таким образом цикл оказывается замкнут, начинает протекать автокаталитическая реакция.

Как видно на представленных выше схемах, эррозия связей в автокаталитическом цикле индустриального города не позволяет замкнуть цикл рекурсии. Система находится в стагнации, изменения и развитие происходят под действием внешних факторов или несистемных усилий отдельных акторов.

Определение базовой точки приложения усилий

Определение ключевого понятия «развитие» диктует необходимость первым делом сформировать корневой автокаталитический цикл (общественный механизм), предназначенный для последующего воспроизводства всех остальных, предусмотренных для достижения поставленных целей.

Для этого необходимо уже на стадии эскизного проектирования опереться на деятельных и инициативных горожан, готовых погружаться в работу вплоть до смены характера своей профессиональной деятельности (все ключевые субъекты должны иметь непосредственное отношение к локации – это системное ограничение).

Пассионарность

Термин введен Львом Гумилевым в работе «Пассионарная теория этногенеза» как определение непреодолимого внутреннего стремления у индивидуума к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво.


Источник

Представляется очевидным и не требующим доказательств, что пассионарность можно определить как социальную роль, несущую системную функцию развития. Как пассионариев можно определить городских активистов, лидеров сообществ, организаторов общественных объединений и движений.

Социальная роль

Понятие социальной роли широко используется, было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах. Понятие наполняется смыслами различными авторами до наших дней. В самом общем виде обозначает единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм.

Люди исполняют свои социальные роли в соответствии с физическим состоянием (роли мальчика, дедушки) или в связи с социальным статусом, профессией, видом деятельности и пр.

Большинству социологический теорий не противоречит предположение, что социальная роль может нести системные функции.


Источник

Не чиновники, не наемные эксперты, а именно пассионарии, несущие системную функцию, полностью соответствующую запросу проекта, являются наиболее надежным и предсказуемым опорным элементом проекта развития. В целях повышения надежности представляется целесообразным построение такой организационной схемы, которая предусматривает возможность пассионариям иметь доход от деятельности в рамках проекта.

Таким образом, базовой точкой приложения усилий являются присутствующие в локации пассионарии (прогрессоры), способные инициативно, осознанно и профессионально действующие в русле проекта. Которые:

• Заняты проектом в необходимом и достаточно количестве;

• Располагают необходимым уровнем внутренней энергии;

• Действуют в команде;

• Обладают необходимыми компетенциями;

• Управляемы (имеют доход).

Увеличение количества пассионариев до необходимого количества

Предположим, что на социальную систему произведено воздействие, которое умножило общий уровень социальной активности. Предположим также, что распределение свойств в системе описывается нормальным распределением Гаусса.

Рассмотрим распределение свойства «Социальная активность» в системе до и после воздействия, при этом разделим ось абсцисс на условные группы по степени социальной активности.

Анализ графика функции показывает, что при увеличении общего (фонового) уровня социальной активности увеличивается количество людей, которых мы относим к крайне высоким уровням социальной активности (условное название группы «Городские активисты (пассионарии). Носители смыслов коллективной деятельности»).

Вывод:
При увеличении фонового уровня социальной активности в спектакле социальной системы на сцене реальности появятся новые роли пассионариев, которые неизбежно будут заполнены.

Принципиальная схема автокаталитического цикла (общественного механизма) в состоянии запуска механизма


Предварительный анализ показывает, что в условиях индустриального города, характерного крайне низким уровнем уличных взаимодействий, подавлением индивидуальной инициативности и способности к групповым действиям, необходимо приложить дополнительные усилия для запуска общественных механизмов (автокаталитических циклов). Задача может быть решена временным восполнением в системе недостающих элементов.

Действия МП (Машинистов проекта) восполняют пробелы среди элементов системы, обеспечивая возможность реализоваться рекурсивной функции воспроизводства ценностей.

Как только цикл функции окажется замкнут, система сама по себе окажется в состоянии воспроизвести специальные качества среды обитания и существовать дальше, устойчиво поддерживая рекурсивную функцию воспроизводства ценностей и собственного развития.

Заключение

Настоящая работа не преследует цель дать пошаговую инструкцию для какой-либо конкретной или типовой ситуации. Или исчерпывающе проработать все возможные инструменты и варианты действий.

Автор посчитал достаточным показать реализуемость методик, донести критически важные положения, непреодолимые ограничения, и пунктиром обозначить наиболее вероятный порядок действий. Это фундамент, которого достаточно для построения и реализации методики в частном случае.

Ссылки на использованные материалы:


Пассионарность
Системная урбанистика
Социальный факт
Вебер, Макс
Неравновесная термодинамика
Нормальное распределение
Позитивизм
Эпифеномен
Номинализм социологический
Социальная роль
Структуралистский конструктивизм
Габитус
Гидденс, Энтони
Дюркгейм, Эмиль
Бурдьё, Пьер
Понимающая социология и теория социального действия
Теория структурации
Социальный конструкционизм
Прикладной анализ поведения
Социо-территориальная система
Институционализация
Актор
Маркс, Карл
Энгельс, Фридрих
Исторический материализм
Глубинная психология
Скиннер, Беррес Фредерик
Радикальный бихевиоризм
Хомский, Ноам
Порождающая грамматика
Когнитивистика, когнитивная наука
Конт, Огюст
Спенсер, Герберт
Парсонс, Толкотт
Структурный функционализм
Соссюр, Фердинанд де
Структурная лингвистика
Социальное действие
Детерминизм
Выготский, Лев Семёнович
Социальный конструктивизм
Экзистенциализм
Сартр, Жан-Поль
Леви-Стросс, Клод
Инкорпорация
Интериоризация
Экстериоризация
Феномен
Парадигма
Интуиционистское исчисление высказываний, интуиционистская логика
Интуиционизм
Я-концепция, теория действующего «Я»
Рационализация (психология)
Диссипативная система
Конструкт

Обратная связь

Нам важно Ваше мнение по поводу этой публикации.