• ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДЕВЕЛОПМЕНТ
  • ФИЗИКА РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ
  • КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА 2.0

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие городов

Глобальный контекст

Историческая неизбежность появления постиндустриальных городов


Технологические уклады определяют общественные и производственные отношения, глобальный общественный запрос к городу. Это неизбежно приводит к воспроизводству типов расселения, соответствующих глобальному общественному запросу.

Новые типы общественных и производственных отношений на заре индустриальной эпохи послужили ключевыми факторами градостроительного развития – появились и выросли промышленные города, моногорода и мегаполисы как материализация индустриального общества в физическом и социальном пространстве.

С начала 70-х годов ХХ века развиваются постиндустриальные технологические уклады и валентные им производственные и общественные отношения, в совокупности определяемые как «экономика знаний».

Экономика знаний порождает новые факторы градостроительного развития. Исторически неизбежно появляются постиндустриальные типы расселения, которые в основном наполняют профильные страты населения, мигрируя в новые территориальные образования. За 50 лет развития экономики знаний в пределах РФ численность этих страт населения достигла 14 млн. человек.

Лишние люди индустриального города


Уже в среднесрочной перспективе подавляющее большинство отраслей экономической деятельности кардинально изменится в связи с внедрением новых технологических укладов. Существует риск массового появления «лишних людей» – тех, кто не найдет себе применения в экономике знаний.

Город можно рассматривать как механизм воспроизводства людей с определенными качествами. Условия среды обитания индустриальных городов и мегаполисов поддерживают у горожан развитие индивидуальных качеств, которые не соответствуют наступающему социально-экономическому обустройству общества.

Города продолжают воспроизводить людей, которые в скором времени будут не нужны постиндустриальной экономике, умножая тем самым свои проблемы ближайшего будущего.

Обязательный элемент проекта развития


Фокусировка территориальных проектов развития на инсталляции социо-территориальных систем постиндустриального уклада – это решение актуальных задач и, одновременно, способ обеспечить эти решения финансовыми и человеческими ресурсами.

Методики системной урбанистики позволяют канализировать множество стихийных процессов в русле интегрального проекта самовоспроизводства социо-территориальных систем постиндустриального уклада.

Социо-территориальные системы постиндустриального уклада


Определение целевой системы в объеме, необходимом и достаточном для её проектирования и последующей реализации.

Подробнее
Социо-территориальные системы постиндустриального уклада

Резюме

Существо проекта – это формирование локальной инфраструктуры, которая обеспечивает возможность извлекать доход от решения задач развития. Таким образом, эти задачи будут решаться инициативно, массово и неуправляемо.

Проект сфокусирован на инсталляции в пределы территориального субъекта социо-территориальных систем постиндустриального уклада, но не ограничивается этим.

Реализуется в масштабе территориального субъекта (область, край, республика) с численностью населения от 0,5 млн. человек. Проект направлен на развитие муниципалитетов в контексте вмещающей системы – собственно территориального субъекта.

Представляет из себя ансамбль согласованных муниципальных проектов в составе субъекта и механизмы, обеспечивающие жизнеспособность этих проектов.

Цели проекта определяются в глобальном контексте текущей смены технологических укладов и предусматривают горизонт планирования от 30 лет.

Задачи проекта расположены в области безусловной пользы и выгоды потенциальных исполнителей. Проект выражается в массовых и инициативных действиях интересантов, извлекающих собственную пользу и/или выгоду. Действия интересантов удерживаются в русле достижения стратегических целей резонансными воздействиями.

Решаемые задачи

Фокусировка проекта на инсталляции социо-территориальных систем постиндустриального уклада позволяет:

• Обеспечить массовую передислокацию предприятий постиндустриальных технологических укладов в пределы территориальных новообразований, миграцию отечественных и зарубежных профильных страт населения в удовлетворение выявленного отложенного спроса;

• Привлечь масштабные инвестиции в подпроекты застройки и инфраструктурного развития;

• Качественно умножить муниципальные бюджеты за счет расширения налогооблагаемой базы и дохода предприятий, организованных на принципах муниципально-частного партнерства;

• Обеспечить взрывное развитие малых городов, входящих в новую конурбацию;

• Сформировать условия системного и интенсивного самовоспроизводства предприятий постиндустриальных технологических укладов в пределах территориального субъекта;

• Обеспечить последовательное эволюционное преобразование социально-экономической системы территориального субъекта в постиндустриальный уклад.

Непреодолимые ограничения

Узкий круг ключевых участников


Чтобы задача была решена, необходимо, как минимум, чтобы решением этой задачи занималось достаточное количество людей, которые располагают необходимыми знаниями и ресурсами.

Задачи развития города N невозможно решить в Москве или из Москвы. Только непосредственно в городе N (принцип субсидиарности). Никто, кроме жителей города, не сможет и не будет решать задачи его развития. При этом круг возможных ключевых участников проекта развития непреодолимо ограничен.

Экономист и мыслитель Нассим Талеб определил глобальную проблему, которая ведет к дисбалансу современных общественных систем: они характерны асимметрией в принятии риска.
Одни группы людей перекладывают свои риски на других. Например, принимающие решения чиновники не несут ответственности за результат – они извлекут выгоду в случае успеха, но в случае неудачи расплачиваться приходится гражданам.

Адекватные решения принимаются лишь людьми, которые несут личный риск за свои решения. Принимать решения и действовать могут только люди, несущие за последствия личный риск. Это условие исключает из числа возможных ключевых участников проекта чиновников, политиков и наемных работников.

Только пассионарии и предприниматели могут нести флаг проекта развития своего города.

Необходимость системного подхода


Чтобы изменить социо-территориальную систему, надо менять собственно систему. Воздействия на отдельные симптомы её текущего состояния (например, увеличение экономических показателей) не принесут результата – невозможно вылечить зуб обезболивающими средствами.

Более того, улучшение отдельных элементов системы приводит к ухудшению ситуации в целом. Первое правило системной инженерии гласит: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».

Это правило красноречиво подтверждается опытом реализации многих городских проектов развития.
Привлечение инвесторов и создание новых предприятий в целях экономического развития, как правило, приводит к ухудшению ситуации в целом. «Варяги» вычерпывают все доступные ресурсы ради умножения своей прибыли, завозят дешевую рабочую силу без обеспечения социальной инфраструктурой.
Территориальное развитие выливается в площадную застройку жилого фонда без обеспечения рабочими местами, что также ухудшает общую ситуацию.

Определив город как эмерджентную социо-территориальную систему, мы проливаем свет на действующее общесистемное ограничение: изменить (развить) город можно только в рамках системного интегрального проекта, который затрагивает как физическую, так и социальную составляющие его среды обитания.

Необходимость в новых элементах системы отношений


Сложившаяся система отношений пребывает в гомеостазе. Существующее положение дел рекурсивно воспроизводится в своих повседневных практиках ключевыми участниками системы общественных отношений. Эти участники принимают реальность социо-территориальных систем как неизменяемую данность. Действия, направленные на изменения собственно социо-территориальной системы, остаются за рамками понимания большинства.

В рамках такой системы отношений принципиально невозможно решать надсистемные задачи. Выражаясь метафорически – чтобы переместить телегу, надо выйти из неё и толкать снаружи. Сидя в телеге невозможно сдвинуть её с места.

Решить задачи интегрального проекта развития, которые выходят из плоскости установленных практик, можно только при помощи новых элементов системы общественных отношений.

Порядок действий

• Организация информационного пространства, обслуживающего проект;

• Формирование территориального центра компетенций;

• Формирование территориального научного и общественного советов как безусловно авторитетных источников знаний и информации;

• Бесплатное обучение по курсу системной урбанистики, разработка и защита учебных проектов;

• Формирование территориальной стипендиальной и грантовской программ по поддержке инициативных команд;

• Формирование инициативных команд из числа обученных пассионариев и предпринимателей;

• Разработка отдельных муниципальных проектов;

• Реализация отдельных подпроектов силами инициативных команд при стипендиальной и грантовской поддержке на доинвестиционной стадии, формирование экосистемы доходных предприятий МСБ, действующих на принципах муниципально-частного партнерства (необизнес);

• Для решения задач площадной застройки и инфраструктурного развития инициаторами формируются профильные предприятия, куда соучредителями входят муниципалитеты и внешний бизнес.

Интегральный проект развития территориального субъекта

Определение основных положений проекта развития городов территориального субъекта в объеме, достаточном для его практической реализации.

Подробнее
Интегральный проект развития территориального субъекта

Время действовать

.

Мы ведем подготовительную работу к реализации проектов самовоспроизводства новых городов постиндустриального уклада по готовым методикам в некоторых субъектах РФ.

Приглашаем заинтересованные стороны к участию. Выходите на связь, уже сегодня вы можете сделать первый шаг в будущее.

+7(916)746-2803, 1@urbansite.ru

Добро пожаловать в команду!

Вы также можете заполнить форму обратной связи:

Теория