• ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДЕВЕЛОПМЕНТ
  • ФИЗИКА РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ
  • КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА 2.0

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Свойства знания

Знание, определение понятия

Знание – сложный для понимания феномен психики человека, определения которого до сих пор носят дискуссионный характер.

Знание, общепринятые определения понятия

Знание – это отражение действительности в сознании человека.

Знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. (Фридман Л. М., 1997).

Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков. (Российская педагогическая энциклопедия, 1993 г.).

Знание – форма информации, наполненная контекстом, основанным на опыте.

Знание — это результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить.

Знание — это реальное положению дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека.

Сложность понимания этого, как и любого другого, действительного феномена, обусловлена непреодолимыми ограничениями естественного языка как основного структурообразующего элемента мышления.

Язык

Язык — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.


Источник

Естественные языки развиваются, скорее, как средство коммуникации, а не познания. Поэтому ограничены набором знаков. Соответственно – мышление ограничено набором постижимых смыслов.

Рамки, заданные мышлению опорной знаковой системой, преодолимы путем построения сложных языковых конструкций, которые несут смысл «между строк». В раскрытии таких смыслов разум использует функцию «понимания».

Понимание

Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений (Быстрицкий Е. К. Концепция понимания в исторической школе философии истории // Вопросы философии. 1982. № 11. С. 142—149.).

В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия речевого сообщения.


Источник

Определив функцию понимания как способ усвоения знаний, можно явно разделить понятия знания и информации. Если для усвоения информации необходимо понимание – определяем такую информацию как «знание». Если информация может быть усвоена и обработана без понимания, в том числе, вычислительными средствами и ИИ – это информация (данные).

Информация

Это данные, важные для наблюдателя из-за их значимости. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им.


Источник

Типы знания

Существует множество способов классифицировать знания. По природе узнаваемого феномена – декларативные / процедурные знания. По степени научности – научные / вненаучные знания. Чувственное / рациональное / интуитивное знания, и т. д.

Особое значение имеет разделение знания на два вида – явные и неявные знания.

Явные (формализованные) знания

Вид знания, которое легко формализуется и систематизируется, то есть легко передаётся.

Неявные знания

Вид знания, которое не может быть легко передано другим.

Вид знания, которое полностью или частично не эксплицированы (не формализованы). Неявные знания часто включают навыки (умения) и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами.

«Мы можем знать больше, чем способны рассказать» (М. Полани).


Источник

Экономические свойства знания

1 Приобретенные знания становятся неотъемлемой частью разума человека. Их невозможно изъять, потратить или отдать. К знаниям неприменимы вещественные отношения, в частности – знания не могут быть предметом собственности – физически невозможно владеть разумом людей.

2 Логические операции вычитания и деления не применимы к знаниям. В частности, знания не могут быть уменьшены экономической деятельностью человека. Таким образом, для удвоения основного средства производства двум субъектам экономической деятельности оказывается достаточно обменяться своими знаниями.

3 Способ производства знаний – мыслительная деятельность человека. Заменить человека в производстве знаний невозможно.

4 Любое воздействие на знания как экономический актив с традиционными экономическим задачами означает воздействие на мыслительную сферу человека.

5 Закономерности и особенности функционирования мыслительного аппарата человека как механизма производства знаний определяют параметры, факторы, показатели как экономики, так и общества знаний. При этом человеческое мышление иррационально, неалгоритмично и не поддается формализации.

Воспроизводство, реализация и трансфер знаний

На протяжении столетий умы мыслителей заняты философскими вопросами о природе знания и человеческого сознания. До сих пор вопросы принципиальной познаваемости человеческой психики и мира в целом являются предметом дискуссий и споров.

Тем не менее, к настоящему времени разработаны утилитарные поверхностные модели, которые позволяют, не вдаваясь в природу познания и человеческой психики, в сложнейших системах общественных отношений выявить схемы воспроизводства, распространения и реализации знаний.

Достаточно для дальнейшего прикладного использования этот процесс определен в модели трансформации знаний Нонаки-Такеучи. Представители японской школы управления знаниями, Нонака Икуджиро и Такеучи Хиротака, исследовали инновационные механизмы японских компаний и определили модель осмысления, интеграции и использования организационного знания.

Социальные процессы, происходящие между индивидуумами, авторы назвали трансформацией знания. Было выделено четыре способа трансформации:

• Социализация (из неявного в неявное знание);
• Экстернализация (из неявного в формализованное знание);
• Комбинация (из формализованного в формализованное знание);
• Интернализация (из формализованного в неявное знание).

Спираль знания Нонаки-Такеучи

Спираль знания Нонаки-Такеучи


В этой модели принципиальное значение имеют трансформации явного и неявного знания отдельных индивидуумов и распространение этих изменяющихся, трансформируемых знаний. Прорывные знания о принципиально новом до некоторых пор содержатся в разуме носителей в неявной форме. Эмбрион завтрашних эффективных предприятий сегодня неопределимо витает в головах.

Трансформация знания – это социальный процесс, происходящий между индивидуумами и заключающийся во взаимодействии и распространении неявного знания, преобразованиях их неявного знания в концептуальное, последующую реализацию явных знаний в новых продуктах, дальнейшее формирование смыслового поля, порождающего новые неявные знания.

Здесь:


• Социализация – распространение неявного знания в процессе обучения через наблюдения, подражание, совместное выполнение работы в различных полях взаимодействия;

• Экстернализация – коллективное размышление с использованием метафор и аналогий, брожение идей в сообществах. Трансформация неявного знания в концептуальное;

• Комбинация – последующее образование связей между вновь образованных концептуальным знанием и существующим, формализованным в различных предметных областях. На этом этапе трансформации знания идеи материализуются в новых продуктах, услугах, системах управления;

• Интернализация – превращение формализованного знания в неявное через обучение на практике.

Когда опыт посредством социализации, экстернализации и комбинации интернализуется в неформализованное знание в форме общей интеллектуальной модели или технологического ноу-хау, он приобретает ценность. Знание с индивидуального уровня переходит на уровень организации. Возникает новый индивидуальный опыт, который может быть передан посредством социализации и цикл создания знания выходит на новый виток.

При этом разные типы трансформаций формируют знание специфического содержания:

• Социализация создает дружественное знание (общие ментальные модели и навыки);

• Экстернализация дает концептуальное знание (совместное формирование концепций и базовых моделей);

• Комбинация способствует системному знанию (созданию системных моделей, прототипов и новых технологий);

• Интернализация создает операционное знание об управлении проектами, процессами, использовании продуктов и технологий с помощью обучения.

Теория