• ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДЕВЕЛОПМЕНТ
  • ФИЗИКА РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ
  • КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА 2.0

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Постиндустриальные общественные и производственные отношения

Спустя 50 лет после условно принятого начала пятого технологического уклада постиндустриальные производственные и общественные отношения поддерживают и развивают в себе страты населения, задействованные в четвертичном секторе экономики. Объем этих страт населения в РФ можно укрупненно оценить в 14 млн. человек (работники вместе с членами семей), или 9,5% от общей численности населения.

При отсутствии территориальных образований, адекватных новому общественному запросу, профильные страты населения выстраивают отделимые от окружающей реальности сетевые сообщества и живут «в двух мирах» - окружающая социо-физическая реальность и виртуализированный собственный «новый мир».

Новые типы отношений характерны развитием инфраструктуры реализации и трансфера идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки до инновационных производств, и далее — до потребителей.

Значение личности преобладает над значением капитала и материальных активов. Творческие возможности, способность к генерированию нового знания послужили причиной возникновения предприятий постиндустриального уклада развитых стран мира, чья совокупная рыночная стоимость уже значительно превосходит стоимость индустриальных предприятий.

Новые типы отношений определили новый характер мотивов и стимулов работников: из внешних, задаваемых стремлением к росту материального благосостояния, они трансформируются во внутренние, порождаемые осознанной необходимостью самореализации и личностного роста.

Развитие постиндустриальных типов общественных и производственных отношений опирается на индивидуальные усилия лидеров, достигших успеха в преобразовании своих знаний в формы реальных успешных предприятий. Это «бульон» сложных отношений разного рода значительного количества людей, часть резонансных действий которых воспроизводит новых «генераторов знаний».

Постиндустриальные типы отношений поддерживают в себе инфраструктуру мотивации и выявления «генераторов знаний», обеспечения реализации их инициатив в конкурентной среде.

Воспроизводство новых знаний – это осознанные инициативные действия индивидуума, направленные на себя самого. Новые типы отношений определяют повышенную индивидуальную способность к осознанной, ответственной и инициативной деятельности вообще значительного количества людей, что приводит к появлению новых «генераторов знаний» в частных случаях.

Инфраструктура воспроизводства, реализации и трансфера знаний

В сложнейшем ансамбле общественных отношений разного рода можно выделить связную подсистему, выраженную в резонансных действиях независимых субъектов, направленных на воспроизводство, реализацию и трансфер знаний.

Такие действия субъектов, с одной стороны, стимулируются очевидной выгодой, поскольку обмен знаниями – самый эффективный способ умножить основные средства производства в экономике знаний. С другой стороны, они ограничены рисками и неопределенностью знаний как предмета деятельности.

Наложив модель трансформации знаний Нонаки-Такеучи, как трафарет, на поле отношений разного рода, можно выявить цепочки трансформации неявных знаний в явные и их последующую материализацию в виде новых предприятий и продуктов.

В течении десятилетий развития постиндустриальных отношений некоторые функции в цепочке от воспроизводства знаний до их материализации в новую продукцию были формализованы в виде доходных коммерческих предприятий. Вполне успешно развиваются венчурные фонды, бизнес-акселераторы и инкубаторы, которые выстраивают уже собственные технологические цепочки.

Некоторые университеты мирового значения перестают быть белым пятном за высоким забором на карте территории присутствия. Вплетаясь в городскую ткань, они становятся значимым элементом технологической цепочки воспроизводства знаний непосредственно на территории присутствия.

Государственные образовательные программы не успевают удовлетворять быстро растущий запрос на подготовку специалистов четвертичного сектора экономики. Стоимость привлечения таких экспертов в условиях конкуренции за человеческие ресурсы настолько возросла, что крупным ИТ корпорациям оказывается экономически целесообразно включаться в инновационные образовательные проекты и развивать собственные.

Такие образовательные проекты, как правило, непосредственно связаны с предприятиями-донорами. Возникающие симбиозы естественными путями встраиваются в систему отношений на территории присутствия, дополняют некоторые недостающие элементы в локальной технологической цепочке воспроизводства и материализации знаний.

Таким образом, последовательно и ситуативно, инициативными действиями неуправляемых интересантов, поверх естественной системы отношений в локации пунктирно выстраивается все более связная неформализованная инфраструктура воспроизводства и последующей материализации знаний. Несвязанные между собой организации, при отсутствии формальной координации, тем не менее действуют резонансно, кратно умножая собственные результаты и результаты своих невольных партнеров за счет этого резонанса.

Опорные элементы неформализованной локальной инфраструктуры воспроизводства, реализации и трансфера знаний:

• Коммерческие предприятия, извлекающие прибыль из обслуживания процесса воспроизводства и последующей материализации знаний;

• Университеты мирового значения, вплетенные в городскую ткань на территории присутствия;

• Образовательные проекты, находящиеся в симбиотической связи с крупными предприятиями и корпорациями новых технологических укладов.

Теория