• ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДЕВЕЛОПМЕНТ
  • ФИЗИКА РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ
  • КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА 2.0

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОЦИО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Принципы разработки проектов социо-территориального стратегирования

Градостроительное проектирование предусматривает наличие первичной функции, преобразующей аморфные общественные потребности в конкретный запрос на определенное содержательное наполнение элементов планировочной структуры на определенной территории.

При отсутствии такой первичной функции градостроительное развитие оказывается территориально и содержательно ограничено стихийным существующим запросом. Например, запросом на жилой фонд в столичных регионах.

Функцию преобразования аморфных потребностей в конкретные запросы к определенной территории можно определить как общественный механизм, исполняемый элементами социальной системы.

Если мы ставим перед собой задачу выйти за рамки удовлетворения стихийного запроса на жилой фонд в столичных регионах и реализовать проект градостроительного развития там, где запрос на объекты недвижимости неудовлетворительный или отсутствует вовсе, – мы вынуждены включить в состав проекта функцию воспроизводства запроса на содержательное наполнение элементов планировочной структуры.

Комплексное развитие территорий и городов физически невозможно реализовать без функции, которая проецирует активность множества интересантов на проектируемую территорию и синхронизирует их действия.

Такая постановка задачи далеко выходит за рамки территориального планирования, при этом остается в области градостроительного проектирования.

Необходимость решения задач комплексного развития в составе градостроительных проектов означает, что мы должны переопределить многие ключевые понятия. В частности, значительно расширить понятия сферы деятельности и целевой системы градостроительного проектирования.
Сферу деятельности такого градостроительного проектирования, которое решает задачи комплексного развития территорий и городов, можно определить как «социо-территориальное стратегирование» вместо «территориального планирования».

Стратегирование

Стратегирование (реализация стратегии) – такой подход в проектировании, при котором вероятность проектируемых событий принимается менее 100%.

При таком подходе исследуются и используются события разной вероятности, выраженные в виде сценариев.

При планировании вероятность проектируемых событий принимается за 100%.

Любой проект, программа или стратегия, которые предусматривают определенную реакцию социальных (общественных) систем на проектируемые действия, не может быть реализован директивными указаниями. У нас отсутствуют рычаги принуждения людей к определенным действиям.
Поэтому вероятность проектируемых событий нельзя принимать за 100%. Методы планирования теряют всякий смысл.

Социо-территориальное стратегирование

Это разработка и последующее воплощение в жизнь проектов, объектом которых являются эмерджентные социо-территориальные системы. Элементы таких систем находятся в физическом и социальном пространствах.

Определение ключевых понятий непреодолимо ограничивает пространство постановки задачи и возможных решений. Если мы определяем город как территориальное образование – мы действуем только в области территориальных и объемно-пространственных решений.
Если мы определяем город как социо-территориальную систему – предмет деятельности расширяется до холархии, взаимосвязанными холонами которой является множество социальных конструктов и элементов антропогенного ландшафта.

К проектам социо-территориального стратегирования можно отнести разработку мастер-планов, разработку концепций и программ развития городов и регионов, проекты комплексного развития территорий (КРТ).

Опираясь на выявленные общесистемные и физические закономерности развития города, мы сформулировали ключевые принципы разработки и реализации проектов социо-территориального стратегирования в масштабе города или территориального субъекта.
Эти принципы позволяют в каждом конкретном проекте определить непреодолимые ограничения, а также область возможных реализуемых решений.

Принцип субъектности

Развитие – это эндогенный (внутренний) процесс, источник которого заключён в самом развивающемся субъекте. Это самодвижение субъекта. Утверждение истинно по отношению к отдельно взятому индивидууму, социальной группе, или социо-территориальному феномену.
Развитие под действием внешних факторов - иллюзия, которую можно наблюдать только пока субъект потребляет внешние ресурсы.

Принцип субъектности

Город может развиваться только усилиями субъектов его собственной городской жизни. Которые действуют добровольно, инициативно, ради достижения собственной пользы или выгоды.

Следствия


  • Город не может быть развит внешними воздействиями или в чужих интересах;

  • Круг возможных проектных решений непреодолимо ограничен и находится в области интересов, пользы и выгоды городского сообщества и стейкхолдеров проекта развития. Возможные цели проекта предусматривают выгоду и/или пользу стейкхолдерам проекта как обязательное и необходимое условие.

Исключения


Решения государственной власти могут привести к появлению в городе крупного предприятия, или закрытию существующего градообразующего. Через город может пройти новая автомобильная трасса. Глобальный кризис может значимо повлиять на городской бизнес.

Может произойти множество внешних событий, изменяющих город по существу. Эти события можно отнести к критическим изменениям вмещающей системы. Поскольку проект развития города не может предусматривать масштабные изменения вмещающей системы, нет смысла их рассматривать.

Принцип первичности содержания

Если мы разработаем даже самый совершенный мастер-план, а потом начнем причинять добро людям, воплощать его в жизнь, - нам неизбежно придется преодолевать значительное сопротивление среды.
В этом проявляются общесистемные закономерности (принцип Ле-Шателье - Брауна).

Принцип первичности содержания

Не стоит запрягать телегу впереди лошади. Сначала – инициативы интересантов. Потом – организация содержательного наполнения элементов планировочной структуры в удовлетворение запроса интересантов.

Очевидно, что многие инициативы интересантов вступят в противоречие между собой. Некоторые могут принести больше вреда, чем пользы. Между инициативой и её реализацией – пропасть под названием «доинвестиционный этап проекта».
Достаточно предусмотреть механизмы материальной и организационной поддержки полезных инициатив и пессимизации возможной выгоды от реализации вредных.

Следствия


  • Если мы ставим перед собой задачу действительного развития города или территориального субъекта, целесообразно начинать работу с формирования устойчивых общественных механизмов, побуждающих субъекты городской жизни к избыточному воспроизводству инициатив.
  • При наличии научного и методического обеспечения последующее канализирование части этих инициатив в русло достижения стратегических целей развития возможно посильными резонансными воздействиями.

Принцип распределения неопределенности

Любой территориальный проект развития, который предусматривает участие социальных (общественных) систем, можно расположить на умозрительной шкале неопределенности. На одном полюсе – неопределенность проектных решений. На другом – неопределенность исполнения.
Или определенность проектных решений, или неизбежность исполнения проекта развития.

В концепции развития или мастер-плане мы можем предусмотреть очень качественные и полезные решения и оставить на волю случая их реализацию. Кто это будет делать и зачем ему это нужно?

Или подхватывать инициативы энергичных пассионариев, которые способны преодолеть любые препятствия. Такие решения будут реализованы с очень высокой вероятностью. Но сегодня мы ничего не знаем про завтрашние инициативы, поэтому состав проектных решений оказывается неопределенным.

Парадокс неопределенности

Надежно реализуемый проект развития не может быть определен на стадии проектирования. А вероятность реализации любого готового проекта развития тем меньше, чем глубже и детальнее он проработан.

Определенность может быть или в проектных решениях, или в реализуемости проекта.

Принцип распределения неопределенности

В проекте развития могут быть реализованы только инициативы субъектов городской жизни. При этом воспроизводство инициатив – процесс неуправляемый и неопределенный по своей сути.
Выносим это воспроизводство за рамки проекта развития.

Ситуативно складываем пазл проекта на фундаменте избыточного воспроизводства инициатив субъектами городской жизни по мере их поступления.

Следствия


  • Наличие общественных механизмов, побуждающих субъекты городской жизни к избыточному воспроизводству инициатив, является обязательным и необходимым условием как разработки проекта развития (мастер-план, концепция и программа развития города, КРТ), так и его реализации;
  • Разработка проекта развития не отделима от реализации этого проекта;
  • Состав реализуемого проекта развития формируется случайно, изменяется со временем по мере поступления новых инициатив. Прямо и непосредственно зависит от того, какие именно полезные идеи в текущее время приходят в голову инициаторам.

Решение парадокса неопределенности


В 1986 году американский экономист Барри Боэм для решения сверхсложных и неопределенных задач в программировании предложил Спиральную модель, которая в последующем была названа именем своего изобретателя.
Спиральная модель Боэма предусматривает разработку прототипов в итерационном цикле, на каждом витке которого – новый уровень детализации, от общего к частному.

Спиральная модель Боэма в проекте социо-территориального стратегирования:


Спиральная модель Боэма в проекте социо-территориального стратегирования:

Таким образом, проект не теряет законченности и целостности от начала – поверхностных концептуальных набросков, до стадий детальной проработки. Он становится более определенным по мере физической реализации. При этом проектные решения только на один шаг опережают реализацию, на каждом витке цикла заново переопределяя поле возможных новых решений.

Принцип целостности

Текущее состояние города как целостной системы характеризуется определенными симптомами: уровень экономического развития, уровень образования, качество жилого фонда, отрицательное (положительное) сальдо миграции и пр.

Воздействия на негативные симптомы текущего состояния системы приведут только к подавлению проявлений этих симптомов на время, пока оказывается воздействие. Обезболивающие средства снимают зубную боль на время, но не излечивают зуб.

Более того, мы рискуем нанести вред. Первое правило системной инженерии гласит: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».

Это правило подтверждается опытом реализации многих городских проектов развития. Привлечение инвесторов и создание новых предприятий в целях экономического развития, как правило, приводит к ухудшению ситуации в целом. «Варяги» вычерпывают все доступные ресурсы ради умножения своей прибыли, завозят дешевую рабочую силу без обеспечения социальной инфраструктурой.

Территориальное развитие выливается в площадную застройку жилого фонда без обеспечения рабочими местами, что также ухудшает общую ситуацию.

Принцип целостности

Действительное развитие города или территориального субъекта может быть реализовано только при постановке задачи уровня целостной эмерджентной социо-территориальной системы.

Следствие


Экономическое развитие, повышение уровня благосостояния горожан, обеспечение положительного сальдо миграции, - достижение любых целей развития возможны только через изменение собственно социо-территориальной системы целиком, во всей её полноте и сложности.
Садовник не поливает плоды на дереве. Он льет воду на землю под корень дерева.

Принцип вложенности систем

Город – элемент вмещающей системы. Изменения города неизбежно затронут интересы внешних стейкхолдеров. Развитие города потребует изменений вмещающей системы. Необходимы будут новые дороги, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, и т. д.

Принцип вложенности систем

Проект развития субъекта может быть реализован только в масштабе вмещающей системы.

Следствие


Реализация мастер-плана или программы развития города – это элемент вмещающего проекта развития в масштабе муниципального района, области, края, республики. Если вмещающий проект отсутствует – реализация городского неизбежно приведет к его появлению.

Принцип рассеивания управляемости

Со второй половины двадцатого века город в теории систем трактуется как сложная диссипативная социально-территориальная (социально-пространственная) система.

Физический смысл этого определения можно раскрыть таким образом: «Город – это диссипативная социо-территориальная система, которая развивается в условиях рассеивания (диссипации) социальной психической энергии».

Диссипативная система

Диссипативная система (также – стационарная открытая система или неравновесная открытая система) — это открытая система, которая оперирует вдали от термодинамического равновесия. Иными словами, это устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, поступающей извне.

Диссипативная система характеризуется спонтанным появлением организованной структуры.

В открытых системах, которые находятся в сильно неравновесных условиях, спонтанно возникают типы структур, способные к самоорганизации, т.е. к переходу от беспорядка, «теплового хаоса», к упорядоченным состояниям.

Город можно определить как диссипативную систему, которая развивается в условиях рассеивания (диссипации) социальной психической энергии.


Источник
Социальная психическая энергия

Концепция социальной энергии представляет собой одно из фундаментальных положений теории и практики динамической психиатрии.
Она создает информационно-энергетическую модель, заменяющую интраиндивидуально-биологическое либидо Фрейда социальной психической энергией, генерируемой отдельными группами людей и зависящей от них.

Таким образом, социальная энергия рассматривается не как психическая константа, подчиняющаяся законам термодинамики, а как переменная, зависящая от актуальной групповой динамики.

Социальная психическая энергия вырабатывается индивидуумами в процессе конструктивного взаимодействия в группе.

Определив целевую систему как диссипативную, мы распространяем применимость накопленных знаний в области неравновесной термодинамики на развитие городских общественных систем.

Особое значение в процессах самовоспроизводства структур диссипативной системой имеют флуктуации - случайные отклонения некой величины, характеризующей систему из большого числа единиц, от ее среднего значения.

Процесс самоорганизации в диссипативной системе происходит гораздо быстрее при наличии в системе внешних и внутренних «шумов» (флуктуаций). Таким образом, шумовые эффекты приводят к ускорению процесса «самоорганизации».

«Шумы» и флуктуации общественной системы – это инициативные действия людей, которые выражаются в сложнейших взаимоотношениях разного рода. Чем сложнее система общественных отношений – тем больше такая система способна к самовоспроизводству структур, самоорганизации и саморазвитию.

При этом управляемость системы, согласно принципу Эшби, обратно пропорциональна её сложности. То есть чем проще система, тем она более управляема.

Закон необходимого разнообразия (принцип Эшби)

Закон необходимого разнообразия (англ. The Law of Requisite Variety) — кибернетический закон, сформулированный Уильямом Россом Эшби и формально доказанный в работе «Введение в кибернетику».

В самом общем вида закон можно сформулировать следующим образом: сложность (разнообразие) управления должна соответствовать сложности управляемого.
Управляемая система должна быть проще управляющей.


Источник

Чем меньше система управляема, тем она больше способна к самоорганизации и саморазвитию, и наоборот – упрощенная, управляемая общественная система не способна к саморазвитию.

Принцип рассеивания управляемости

Мы можем определить шкалу оценки состояния системы от «полностью управляемой» до «полностью способной к саморазвитию», при этом управляемость и способность к саморазвитию противопоставлены друг другу.

Следствие


Целевая система не может быть полностью неуправляемой, однако на шкале «управляемость – способность к саморазвитию» она должна быть как можно ближе к значениям «полностью способной к саморазвитию», а восприимчивость системы к директивным управляющим воздействиям должна быть сведена к минимуму или исключена полностью.

Принцип резонанса намерений и действий

Рассмотрим умозрительную ситуацию. Предположим, что передислокация из мегаполиса в провинциальный город позволит ИТ-предприятию существенно сократить постоянные накладные расходы. Для этого необходимо наличие в городе программистов, готовых работать на предприятии. Сейчас в городе программистов нет – они все уехали жить и работать в мегаполис. Программисты готовы вернуться обратно в город, при условии наличия работы по специальности.

Что раньше – курица или яйцо? В такой ситуации никто не сделает первый шаг к реализации своих намерений в одиночку. Построиться и маршировать в ногу интересанты тем более не способны.

В нашей упрощенной умозрительной ситуации переселение в провинциальный город безусловно выгодно и полезно всем участникам. Обязательное условие такого переселения – синхронные действия множества интересантов, каждый из которых действует самостоятельно, независимо от остальных и инициативно.

Завтрашние действия выражаются в сегодняшних намерениях. К завтрашним синхронным действиям независимых субъектов может привести сегодняшний резонанс их намерений с некоторой вероятностью. Предположим, что эта вероятность составляет 10%. Тогда, для полностью надежного переселения 10 000 программистов и 10 ИТ-предприятий численностью по 1 000 сотрудников необходимо и достаточно, чтобы свои намерения друг другу выразили 100 000 программистов и 100 ИТ-предприятий.

Введем в наш умозрительный эксперимент третьего участника. Организатора, который намерен извлечь выгоду из переселения в провинциальный город программистов и ИТ-предприятий. Действия организатора, направленные на снижение рисков, могут привести к кратному увеличению вероятности перехода намерений в действия. Предположим, что он добьется значения в 20%. Тогда для реализации проекта переселения будет достаточно выражения намерений интересантов в количестве, пятикратно превышающем объем проекта.

Принцип резонанса намерений и действий

Приведение в резонанс намерений избыточного количества интересантов и стейкхолдеров – обязательное и необходимое условие для последующих синхронных действий части самостоятельных и независимых интересантов проекта.

Следствия


  • Для реализации проекта социо-территориального стратегирования (мастер-плана, программы развития города, КРТ и пр.) необходим открытый информационный ресурс для публичного выражения своих намерений интересантами и приведения этих намерений в резонанс.
  • Анализ намерений потенциальных интересантов проекта позволит актуализировать проектные решения и исключить инвестиционные риски.

Принцип аутопоэзной организации

Аутопоэзис

Аутопоэзис, также: аутопойезис, аутопоэз, автопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, производство) — термин, введенный в начале 1970-х годов чилийскими учёными У. Матураной и Ф. Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ.

Используется также для характеристики систем. Определяет такую систему элементов, в которой эти элементы, через свои интеракции, обеспечивают воспроизводство системой себе подобных без разделения на производителя и продукт.


Источник

Характерным действующим примером аутопоэзной организации является интенсивное самовоспроизводство новых высокотехнологичных предприятий в пределах системы расселения постиндустриального уклада (Кремниевая долина, Калифорния. США и её аналоги).

Принцип аутопоэзной организации

Для самовопроизводства социо-территориальной системой города новых элементов (например, предприятий МСБ), необходимо и достаточно привести систему отношений существующих элементов в состояние аутопоэзной организации.

Социо-территориальная система – совершенный механизм самоорганизации и саморазвития. Его не надо тащить, тянуть или толкать. На траекториях развития такая система способна двигаться самостоятельно, если привести её в соответствующее состояние.
Изменение существующей системы отношений возможно путем внедрения в неё новых элементов.

Следствие


Организация определенной системы отношений субъектов городской жизни – это способ достижения измеримых показателей (уровень экономического развития, положительное сальдо миграции и пр.).

Теория